Структура школьного сайта. Сопровождение и развитие сайта.
21.09.2016, 3070 просмотров.
Примерная структура школьного сайта
В структуре школьного сайта выделяются основные и вспомогательные разделы, которые могут располагаться в любом порядке, независимо от порядкового номера. Перечисленные блоки и разделы не предполагают обязательной стопроцентной полноты охвата информации (сайты школ наполняются постепенно, по мере готовности материалов, а также после специальной подготовки их к размещению).
1. Новости.
Раздел содержит краткую информацию о жизни школы и всей областной образовательной системы в целом. Новости на сайте должны обновляться каждый день.
2. Информация об образовательном учреждении (Главная).
Общая информация о школе. Достаточно объемный материал с описанием структуры и основных направлений деятельности. Нормативно-правовая база школы. Информация о каждом образовательном учреждении района (города). Гиперссылки на образовательные учреждения района (города). Гиперссылки на федеральные и областные образовательные сайты, сайты партнеров. Публичный отчет школы.
3. Деятельность образовательного учреждения.
Вводный текст о направлениях деятельности школы и список ссылок на каждый вид деятельности с подробным описанием.
4. Организационная деятельность:
кадровое обеспечение;
- повышение квалификации;
- повышение квалификации в области информационных технологий;
- аттестация педагогических кадров.
5. Организационно-методическая деятельность:
- конференции, семинары, совещания;
- конкурсы;
- олимпиады;
- итоговая аттестация обучающихся;
- диссеминация.
6. Материалы.
Вводный текст о тех материалах, которые будут размещаться, описание путей поиска нужных материалов. (Возможно структурирование раздела по целевым группам: для директора, для учителя-предметника, для педагога дополнительного образования и т. д.)
7. Приказы:
- федеральные;
- региональные;
- образовательного учреждения.
8. Инструктивно-методические письма.
9. Информационные письма.
10. Методические рекомендации.
11. Учебно-методические материалы.
12. Элективные курсы.
13. Статистические данные.
14. Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
15. Проекты.
16. Национальный проект "Образование":
- документы (федеральные, областные);
- методические материалы;
- результаты.
17. Конкурс "Учитель года":
- школьный тур;
- районный тур;
- областной тур;
- всероссийский тур.
18. Информатизация системы образования:
- паспорт;
- актуальность;
- цель;
- задачи;
- результаты.
19. Научно-исследовательская работа в рамках проекта.
20. Методическое сопровождение проекта информатизации системы образования.
21. Дистанционные курсы повышения квалификации.
22. Олимпиады:
- нормативно-правовая база;
- график проведения олимпиад;
- результаты олимпиад.
23. Единый государственный экзамен.
Общая информация.
24. Единый государственный экзамен. Документы:
- федеральные (демоверсии ЕГЭ, кодификаторы, спецификации);
- областные (приказы, инструкции, письма).
25. Ученикам.
26. Учителям.
27. Родителям.
28. Выпускникам.
29. Вопросы и ответы ("Горячая линия").
30. Форум.
31. Контакты.
32. Авторы сайта.
Контактная информация о должностных лицах, имеющих отношение к сайту. Ссылки на страницы с контактами. (Каждому контакту создается форма отправки сообщения на электронную почту. В список контактов, а точнее, в конкретный контакт, можно попасть со страниц описания, отделов и т. д. Общий список контактов структурирован по подразделениям.).
Критерием, по которому можно определить, хорошо ли организован (структурирован) ваш сайт, является то, насколько легко пользователи смогут получить нужную информацию. При переходе по страницам сайта должно соблюдаться правило двух щелчков (т. е. нежелательно, чтобы посетителю сайта приходилось переходить более чем по двум гиперссылкам для открытия необходимой страницы).
Основные материалы сайта должны быть интересны всем его посетителям. Узкие профессиональные проблемы следует обсуждать в закрытых разделах сайта или на специально организованных форумах.
Требования к размещаемым материалам
Особые требования предъявляются к материалам, размещаемым на сайте. Необходимо придерживаться следующих принципов написания текстов:
1. Лаконичность: используйте небольшие предложения и абзацы. Сам материал должен "весить" максимум 5 кб.
2. Структурированность: используйте небольшие главки по 5–6 абзацев. Сначала введение, затем оглавление, потом собственно главки. Отдельные главки, если их много или они большие, размещайте на разных страницах. Используйте маркированные и нумерованные абзацы.
3. Концентрированность: каждый абзац должен выражать одну мысль. Что это за мысль, должно быть понятно из его первой фразы, а о чем статья – из первой фразы статьи.
4. Объемность: используйте гиперссылки внутри текста статьи на предыдущие материалы, материалы по теме и т. д. Делайте подборку ссылок на сайты (материалы), где содержится дополнительная информация.
5. Нейтральность: не используйте части речи в превосходной степени. Это мешает пользователю и раздражает его. Старайтесь не использовать каламбуры, подтекст и т. п.
Навигация сайта должна быть сквозной, чтобы карта сайта, поиск и перечень основных его разделов были доступны с любой страницы.
Существует ряд факторов, благодаря которым пользователи возвращаются на сайт:
- качественное содержание;
- частые обновления;
- минимальное время загрузки;
- простота пользования;
- соответствие потребностям пользователя;
- уникальность;
- ориентированная на Интернет корпоративная культура.
Сопровождение и развитие сайта
Важнейшим этапом после создания сайта является его сопровождение и развитие. Для этого в школе должна быть организована специальная группа поддержки сайта.
Сбором и сортировкой всей информации, которую предполагается разместить, необходимо заниматься регулярно. Успешность школьного сайта зависит от:
- команды, которая работает над проектом;
- материалов, которые размещаются;
- адекватности и частоты обновления размещаемой информации.
В решении данной задачи значима роль руководителя проекта. Он может ничего не понимать в технологии (серверах, хостингах и т. д. – для этого есть специалисты), главное – чтобы он смог организовать достаточно непростую деятельность команды по работе над школьным сайтом. Важна не специализация данного человека и не знания по предмету, а его креативность, организаторские способности, отношения с участниками единого информационного образовательного пространства.
С целью обеспечения достоверности, своевременности предоставления и обновления материалов по каждому разделу web-сайта издается приказ по ОУ, в котором назначаются ответственные за разделы (из членов педагогического коллектива) и прописывается циклограмма сопровождения официального web-сайта.
Сайт включает в себя нормативную и вариативную информацию. В качестве нормативной составляющей обычно выступает информационный комплекс, который у каждой общеобразовательной школы одинаков: общая информация (координаты, правила приема, профиль и направленность обучения, структура образовательного учреждения) и документы, регламентирующие деятельность учреждения (устав, образовательная программа, учебный план, программа развития).
Одновременно с этими материалами важно разместить вариативный блок, присущий только вашему образовательному учреждению. Отсутствие такого блока свидетельствует о безликости школы и, как следствие, непривлекательности школьного сайта для посетителей.
С увеличением числа разделов и расширением охвата направлений деятельности, возможно выделение закрытых разделов сайта, обслуживающих профессиональные информационные потребности работников образования (учителей, администрации), родителей, учеников, технических работников и т. п.
Школьные сайты можно использовать для проведения виртуальных семинаров, круглых столов, конференций, дистанционного обучения, повышения квалификации, сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие в данном случае определяется как среда, в которой любое ОУ или педагог могут взаимодействовать с любым учреждением или педагогом по вопросам совместной работы.
На официальном сайте школы в обязательном порядке должны быть размещены документы, определяющие социальные гарантии участников образовательного процесса (права ребенка, родителей, учителя, представителя администрации), информация о законах и постановлениях, касающихся сферы образования и т. п.
Важным звеном сайта школы является раздел Вопросы и ответы ("Горячая линия"), который позволяет родителям, учителям и всем желающим задавать вопросы, касающиеся организации учебной и трудовой деятельности. При оперативной реакции на них будут устранены многие проблемы в отношениях участников образовательного процесса.
Новости и интересные события в жизни образовательного учреждения, в т. ч. презентации учащихся и учителей, их идей, проектов, творчества и т. п., также должны быть отражены на страницах сайта.
Дальнейшее развитие официального сайта школы может быть связано с различными факторами:
- с возложением на сайт дополнительных функций;
- появлением и оформлением новых оригинальных идей;
- расширением круга посетителей (т. е. с успешным продвижением);
- участием в различных образовательных, в т. ч. международных, проектах.
Подводя итоги, можно отметить, что стремительное возрастание роли Интернета в жизни современного общества и развитие информационных технологий заставляет по-новому отнестись к возможности использования этой Всемирной сети и в сфере образования.
Нормативные документы
Постановление Правительства РФ от 28.08.2001 № 630 «О Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)"» (ред. от 06.09.2004)
Блог